СТРЕ́ПЕТОВА Пелагея (Полина) Антипьевна (1850-1903) - выдающаяся драм. актриса. Воспитывалась в театр. семье, начала появляться на сцене еще в детском возрасте. С 1864 выступает в провинц. т-рах, а также в Пушкин. т-ре в Москве. С 1881 по 1890 - в Александринском т-ре. В 1895-97 - в Суворинском т-ре. В 1899 вновь возвращается в Александринский т-р, но через год вынуждена покинуть его. Выступала и на др. сценич. площадках. Связанная по мировоззрению и эстетич. взглядам с народничеством, С. обладала оригин. актерским дарованием, в к-ром соединялись иск-во перевоплощения и эмоц. мощь, отчаянный трагизм и глубина переживаний. Стихийный талант актрисы вызывал восторженное поклонение публики, но и приводил к односторонности образов, неровности исполнения. "Болезненная, бедная внешними силами, неправильно сложенная" актриса была символом обществ. устремлений 80-х гг. Но с изменением ист. ситуации стало сказываться отсутствие подлинной театр. школы, что привело к творч. кризису в последние годы ее сценич. деят-ности. Роли: Катерина ("Гроза"), Мария Андреевна ("Бедная невеста"), Ксения ("Не от мира сего", написана специально для С.), Евгения ("На бойком месте"), Кручинина ("Без вины виноватые" А. Н. Островского), Василиса Мелентьевна в одноименной пьесе Островского и С. А. Гедеонова, Анна Петровна ("Иванов" А. П. Чехова), Матрена ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого), Лизавета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского), Марьица ("Каширская старина" Д. В. Аверкиева), Готовцева ("Вторая молодость" П. М. Невежина), Степанида ("Около денег" В. А. Крылова), Чаврина ("Дело житейское" И. В. Шпажинского), Медея в одноименной пьесе А. С. Суворина и В. П. Буренина и др.